Ветка
Ультразвуковая диагностика брюшной полости: особенности исследования

УЗИ брюшной полости представляет собой комплексное диагностическое исследование ее органов - желудка, кишечника, печени, селезенки и т. д. Этот метод используется для диагностирования и профилактики различных заболеваний, а также наблюдения за протеканием беременности у женщин.

Изображение к статье Ультразвуковая диагностика брюшной полости: особенности исследования

Высокая эффективность, безопасность, скорость проведения данной процедуры позволяет применять ее к людям любого возраста и пола.

Как делают УЗИ живота?

Ультразвуковое исследование области живота основано на проникающей способности высокочастотных звуковых волн. Проходя сквозь различные ткани, они в разной степени поглощаются и отражаются ими - эти изменения регистрируются датчиком, который преобразует их в электрический сигнал и подает на процессорный модуль для обработки и визуализации.

Ультразвуковое обследование брюшной полости осуществляется абдоминально - датчик прислоняется к наружной поверхности живота и “просвечивает” его через брюшину. В некоторых случаях (при обследовании органов малого таза) УЗИ низа живота у женщин проводится трансвагинально или трансректально с введением датчика в половые пути или задний проход соответственно. Для максимальной точности все три способа могут комбинироваться.

Сигнал, регистрируемый датчиком, обрабатывается в процессоре и трансформируется в визуальное изображение, выводимое на монитор. В зависимости от конкретного способа исследования картинка может быть двух- или трехмерной, статичной или динамичной.

Во время процедуры пациент занимает удобное положение лежа. Врач может попросить изменить позицию или на время задержать дыхание, чтобы лучше рассмотреть обследуемую область или орган.

Показания к проведению УЗИ брюшной полости

При боли внизу живота УЗИ назначается как основной метод диагностики. Этот симптом может свидетельствовать о следующих патологиях:

• воспалительных процессах в органах брюшной полости;
  • метаболических нарушениях в организме (сахарный диабет, цирроз печени и т. д.);
  • доброкачественных и злокачественных новообразованиях, кистах;
  • разрастании фиброзной ткани, смещении или деформации органов;
  • образовании камней в почках или желчном пузыре;
  • расширении брюшной аорты, образовании аневризм;
  • различных травматических повреждениях (ушибах, разрывах и т. д.) органов брюшной полости.

Другими показаниями к проведению УЗИ брюшной полости являются непроходимость кишечника, повышенное газообразование, чувство тяжести после еды и т. д.

УЗИ живота при беременности назначается как профилактическая процедура для отслеживания состояния плода и репродуктивной системы матери. Также с его помощью выявляются возможные осложнения - многоплодная или замершая беременность, тазовое предлежание и другие. Как правило, при нормальном вынашивании ребенка первое обследование делается на 10-11 неделе, при осложнениях оно может назначаться с 4-5 недели.

Подготовка к УЗИ полости живота

Важную роль играет подготовка при УЗИ живота - от нее во многом зависит точность результата. Дело в том, что скапливающиеся в желудке и кишечнике газы, жидкое и твердое содержимое изменяют интенсивность и скорость прохождения звуковых волн, влияя на итоговые показания. Чтобы минимизировать эти помехи, выполняются следующие мероприятия:

• при исследовании печени, желчного пузыря, селезенки и поджелудочной железы рекомендуется не есть ничего за 8-12 часов до процедуры, а поужинать накануне необходимо нежирной пищей, чтобы исключить отложения жира на этих органах и исключить газообразование;
  • перед УЗИ почек и мочевого пузыря, а также женских репродуктивных органов необходимо за 1-1,5 часа до процедуры выпить 1-1,5 литра воды, чтобы при обследовании мочевой пузырь был наполнен жидкостью.

Перед проведением УЗИ пациент должен заранее уведомить врача о прохождении рентгенографии или ирригоскопии верхних отделов ЖКТ. Контрастное вещество, используемое в этих исследованиях, влияет на показания ультразвукового оборудования.

При УЗИ брюшной полости у детей рекомендуется пропустить одно кормление перед процедурой и воздержаться от питья:

• дети возрастом 1-3 года не должны есть за 4 часа и пить за 1 час до обследования;
  • детям старше 3 лет нужно воздержаться от еды в течение 6-8 часов и не пить за 1 час до процедуры.

Для максимальной точности УЗИ перед его проведением необходимо соблюдать диету, исключающую продукты, способствующие газообразованию - жирную пищу, газированные напитки, бобы, молоко, капусту и т. д. Также рекомендуется принять препараты, предотвращающие метеоризм. Следует воздержаться от употребления алкоголя, курения - они существенно влияют на биохимические процессы и способны исказить данные.

Особенности проведения УЗИ живота

В связи с особенностями строения и функций органов брюшной полости проведение этой процедуры имеет следующую специфику:

• В большинстве случаев УЗИ живота проводится утром, до того, как пациент употребит плотный обед, искажающий результаты исследования.
  • Результаты УЗИ требуют расшифровки, для чего врач, проводящий обследование, должен располагать высокой квалификацией. Поэтому обычный терапевт или рядовой медицинский работник проводить процедуру не имеет права.
  • Сегодня для проведения УЗИ брюшной полости используется цифровое оборудование, обеспечивающее высокую точность результата. Такой аппаратурой оснащаются как крупные медицинские центры, так и небольшие клиники. Также используются портативные аппараты УЗИ для диагностики в домашних условиях.
  • Процедура занимает в среднем 15-30 минут, еще столько же необходимо на расшифровку результатов. Как правило, пациент может получить полную информацию с соответствующим медицинским направлением уже в день обследования.

В сложных случаях одной процедуры может быть недостаточно - тогда назначается повторное УЗИ или другие методы диагностики (рентгенография, КТ, МРТ и т. д.). Ультразвук не оказывает вредного воздействия на организм, поэтому исследование может применяться столько раз, сколько необходимо для постановки точного диагноза.

Преимущества УЗИ при исследовании брюшной полости

Ультразвуковое обследование - одна из наиболее распространенных процедур в медицинской практике. Это обусловлено присущими ей достоинствами:

• Информативностью. Современные аппараты УЗИ позволяют создавать статические и динамические, двух- и трехмерные изображения обследуемых органов, отслеживать протекание в них физиологических процессов. В большинстве случаев этого достаточно для постановки предварительного диагноза.
  • Неинвазивностью. Узи брюшной полости не подразумевает осуществление хирургических разрезов для введения датчиков в исследуемую область. За счет этого исключается обострение патологического состояния, повреждение внутренних органов, занесение инфекции.
  • Отсутствием вредного излучения. Современная медицина не имеет данных о негативном воздействии ультразвука на органы и ткани человеческого организма. Это позволяет применять данный метод неограниченное число раз в отличие от той же рентгенографии или МРТ.
  • Безболезненностью. Неинвазивность УЗИ также способствует тому, что пациент не испытывает во время процедуры каких-либо дискомфортных или болезненных ощущений. Это исключает ответные реакции (спазмы, непроизвольные движения и т. д.), способные снизить точность обследования.

Отдельно стоит рассмотреть безопасность УЗИ по животу на ранних сроках беременности при наблюдении за плодом. Хотя воздействие ультразвука на ткани минимально, оно все же имеется - в частности, высокочастотные звуковые волны повышают температуру тканей, вызывают смещение молекул в клетках. Потенциально это может нанести вред эмбриону на стадии его формирования. Поэтому в акушерской практике УЗИ для беременных не назначается ранее 5 недели беременности.

В нашей клинике вы можете пройти УЗИ при боли внизу живота или других нарушениях, а также в качестве профилактической меры. Мы используем новейшее цифровое оборудование, а процедуру проводит квалифицированный врач. После обследования вы получаете результаты в электронном виде (на диске), а также полное медицинское заключение и направление на дальнейшее обследование или лечение (при необходимости).