прайс-лист
Внематочная беременность: причины и симптомы

Изображение к статье Внематочная беременность: причины и симптомы

Оглавление

• Внематочная беременность: определение и причины
  • Симптомы внематочной беременности
  • Последствия внематочной беременности
  • Лечение и профилактика внематочной беременности

Зачатие и рождение ребенка для многих женщин является не просто волнительным событием, но смыслом жизни. В норме оплодотворение и последующее развитие малыша происходит в матке, однако в некоторых случаях возможно его аномальное расположение. Эта патологическая ситуация делает невозможным вынашивание ребенка - более того, оно несет серьезную угрозу жизни самой матери. О том, что такое внематочная беременность, что делать при ее выявлении и как избежать последствий этой патологии, вы узнаете из этой статьи.

Внематочная беременность: определение и причины

При нормальном течении беременности оплодотворенная яйцеклетка опускается из маточной трубы в полость матки, где имеется достаточно места для развития эмбриона. Однако, в некоторых случаях зигота остается в фаллопиевой трубе или выталкивается из нее в обратную сторону - в яичник или брюшную полость. Здесь она закрепляется и начинает развиваться, однако из-за того, что другие органы не приспособлены к этому, ворсины хориона, с помощью которых осуществляется ее закрепление, внедряются в окружающие ткани и начинают их разрушать, вызывая кровотечение. В зависимости от локализации внематочной беременности различаются следующие ее разновидности:

• Трубная - встречается в 97% случаев, развивается при закреплении эмбриона в фаллопиевой трубе;
  • Яичниковая - образуется при имплантации яйцеклетки в яичнике;
  • Брюшная - развивается в том случае, если зигота была “вытолкнута” в брюшную полость и закрепилась на поверхности самой брюшины, матки, кишечника или другого органа.

Вероятность внематочной беременности составляет 2% - практически в каждом случае это состояние влечет потерю ребенка, а также представляет серьезную опасность для организма женщины из-за развивающихся патологических процессов (воспалений и внутреннего кровотечения). При отсутствии своевременной медицинской помощи высок риск летального исхода.

К появлению внематочной беременности приводят следующие факторы:

• Гормональная дисфункция. Недостаток, переизбыток или нарушенная активность гормонов может привести к ослаблению мускулатуры матки или невозможности яйцеклетки нормально закрепиться в ее полости. Это наиболее частая причина появления внематочной беременности. К таким последствиям может привести сильный стресс, прием гормональных контрацептивов или лекарственных препаратов.
  • Воспаления придатков или фаллопиевых труб. Возникающие из-за них спайки и рубцы, нарушения мускулатуры и другие патологические процессы мешают нормальному продвижению эмбриона в сторону полости матки. Причиной воспалений могут быть травмы, инфекционные и аутоиммунные заболевания, последствия неудачного хирургического вмешательства или аборта.
  • Опухоли. Доброкачественные и злокачественные новообразования репродуктивных органов женщины сами по себе делают невозможным нормальное закрепление эмбриона в полости матки. Кроме того, опухоли вызывают резкие изменения гормонального фона, еще больше снижающие вероятность успешной имплантации зиготы.
  • Аномалии репродуктивных органов. Из-за врожденных пороков развития половой системы у многих женщин наблюдаются различные дефекты в строении матки - например, отсутствие фаллопиевых труб, “лишние” отверстия в придатках и т. д. Это также может привести к нарушению транспортной функции данных органов.

Среди других причин внематочной беременности стоит указать инфекции, передающиеся половым путем, отсутствие одной из труб из-за оперативного вмешательства и т. д. Независимо от фактора, вызвавшего это патологическое состояние, женщина нуждается в неотложной медицинской помощи.

Чтобы узнать подробности, можете проконсультироваться у наших специалистов, заполним форму ниже:

Симптомы внематочной беременности

В силу своей природы, внематочная беременность на ранних сроках часто проявляется так же, как и нормальная. Женщина испытывает “привычные” тошноту, сонливость, повышенный аппетит, увеличение и болезненность молочных желез. Негативные признаки проявляются обычно на сроке от 3 до 8 недель со дня последней менструации. К ним относятся:

• Боль. Она может иметь схваткообразный, ноющий или резкий, “кинжальный” характер. Боль при внематочной беременности возникает в той стороне живота, где она начала развиваться. Впоследствии, при разрыве органа и кровотечении, она распространяется на задний проход, плечи, подложечную область. Мочеиспускание и дефекация также сопровождаются болезненными ощущениями.
  • Кровотечение. При разрыве органа, в котором имплатировалась яйцеклетка, кровь может изливаться как в брюшную полость, так и в матку. При этом маточные выделения обычно длительные, но скудные и имеют мажущий характер.
  • Шок. При сильной кровопотере проявляются характерные симптомы - неясность и потеря сознания, резкое снижение артериального давления, озноб, тошнота, повышение температуры, бледность кожных покровов. При появлении этих признаков женщине требуется незамедлительная медицинская помощь, в противном случае очень высока вероятность летального исхода.

В силу того, что физиологические характерные признаки внематочной беременности проявляются достаточно поздно, особую важность имеет раннее обнаружение этой патологии. Наиболее эффективным методом диагностики является УЗИ. При этом определяется не само аномальное расположение зародыша, а отсутствие плодного яйца в матке при положительном тесте на беременность, скопление жидкости в брюшной полости и наличие неоднородного образования в придатках.

Для предварительной диагностики внематочной беременности также можно использовать комбинированный тест, определяющий соотношение интактного и модифицированного ХГЧ. Этот метод не дает точного результата, однако при подтверждении возможной патологии можно сделать уточняющее обследование с применением УЗИ.

Последствия внематочной беременности

Как уже упоминалось, это патологическое состояние несет большую угрозу жизни и здоровью женщины. Без учета риска летального исхода, вызванного обильным внутренним кровотечением, оно способно привести к следующим негативным последствиям:

• Бесплодию, вызываемому повреждением органов из-за воздействия самого аномально развивающегося эмбриона или хирургического вмешательства для его удаления;
  • Повторной внематочной беременности, развивающейся вследствие нарушения в строении и функции репродуктивных органов.

После перенесенной внематочной беременности вероятность успешного зачатия и вынашивания ребенка составляет 50%, повторного развития патологии - 20% и бесплодия - 30%. Важным фактором, влияющим на способность женщины иметь детей в будущем, является выбранный метод лечения. Медикаментозная терапия, а также хирургическое вмешательство с сохранением фаллопиевой трубы повышают шансы на успешное зачатие и вынашивание.

Лечение и профилактика внематочной беременности

Снижение риска внематочной беременности заключается в устранении или уменьшении факторов, приводящих к этой патологии. Наиболее эффективными мерами по предупреждению данного состояния являются:

• Регулярные и своевременные обследования у гинеколога, а также сдача анализов на атипичные клетки и флору, прохождение кольпоскопии. Такие процедуры важно проходить как женщинам, уже сталкивавшимся с внематочной беременностью или другими патологиями репродуктивной системы, так и здоровым девушкам.
  • Сдача крови на анализ гормонов также позволяет уменьшить риск внематочной беременности, так как гормональный дисбаланс является наиболее распространенной причиной этой патологии. Поводом к такому обследованию является любое нарушение работы организма - слабость, высокая утомляемость, раздражительность и т. д.
  • Соблюдение мер контрацепции и избегание беспорядочных половых связей, предотвращающие риск развития половых инфекций.
  • Соблюдение принципов здорового образа жизни - правильное питание, двигательная активность, соблюдение интимной и общей гигиены.

В том случае, если внематочная беременность все же была обнаружена, могут применяться следующие виды лечения этой патологии:

• Медикаментозное. На ранних сроках беременности достаточную эффективность показывает лечение метотрексатом. Этот препарат предотвращает дальнейшее развитие эмбриона, вызывает его отделение и дальнейшее изгнание или рассасывание.
  • Хирургическое. Этот метод применяется при наличии у пациентки признаков внутреннего кровотечения. Операция заключается в удалении плодного яйца, при этом пораженный орган (яичник, маточная труба и т. д.) также могут удаляться полностью или частично, в зависимости от степени повреждения.

Большое значение для успешного зачатия и вынашивания ребенка женщиной после перенесенной внематочной беременности имеет послеоперационная реабилитация. Для восстановления ее репродуктивной функции применяется лекарственная и физиотерапия - массаж, магнитотерапия, лазерная терапия и т. д. В некоторых случаях женщине может потребоваться помощь психолога, позволяющая легче перенести потерю ребенка и предотвратить возникновение страха перед повторным зачатием и вынашиванием. Также пациенте, перенесшей внематочную беременность, рекомендуется тщательно следить за половой жизнью - в частности, использовать контрацепцию или полностью исключить половые контакты в течение 6 месяцев после лечения. Это поможет репродуктивной системе быстрее восстановить нормальную функцию.