Эндометриоз при беременности: риски и осложнения

Беременность и эндометриоз, казалось бы, понятия несовместимые. Рассказываем в статье о том, как эндометриоз влияет на наступление беременности, и что делать, если вам диагностировали эндометриоз во время беременности.

Изображение к статье Эндометриоз при беременности: риски и осложнения

Оглавление:

• Возможна ли беременность при эндометриозе
  • Риски и осложнения беременности при эндометриозе
  • Диагностика и лечение эндометриоза при беременности
  • Беременность после лечения эндометриоза
  • Заключение

Возможна ли беременность при эндометриозе

Беременность и эндометриоз, казалось бы, понятия несовместимые, однако возможность наступления беременности при эндометриозе беспокоит каждую женщину.

Возможна ли беременность при эндометриозе

Что такое эндометриоз? Это заболевание половых и внутренних неполовых органов (кишечника, легких…), при котором клетки эндометрия выходя из матки во время менструации, «оседают» на других тканях органов вызывая дискомфорт, боли и кровянистые выделения, уподобляясь клеткам эндометрия. Когда эндометриоз уже в серьезной форме протекает с болями и кровотечениями, то есть показания к хирургическому вмешательству. Если заболевание находится на начально стадии, то его вполне можно вылечить, применяя гормонотерапию.

Однако, на сегодняшний день эндометриоз беспокоит каждую 10-ю женщину, вызывает тревогу и настороженность, особенно у будущих мамочек, так как наличие и последствия этого заболевания могут означать бесплодие в связи с образованием спаек и непроходимости маточных труб.

Тем не менее гинекологи уверены, что при эндометриозе беременность возможна!

Отчаиваться или нет - в этом вопросе может порадовать женщину только специалист, поскольку осложнения и влияние на беременность зависят еще от местонахождения и вида эндометриоза. Уже не так страшно, правда?

Женщине, планирующей беременность, можно обратиться в медицинскую клинику «Юнона», где опытные врачи проведут УЗИ, возьмут необходимые анализы, дадут исчерпывающие рекомендации и ответят на все интересующие вопросы, касающиеся планирования беременности, наличия заболевания, а так же его лечения и стадии течения болезни и помогут в лечении и профилактике эндометриоза. Клиника находится по адресу г. Ярославль, ул. Республиканская, дом 47, корпус 2. Телефоны клиники 8(4852) 72-58-58, 8 (4852) 95-11-55.

Степень локализации эндометриоза зависит от вида заболевания, это может быть экстрагенитальная и генитальная форма патологии. При этом, клетки эндометрия могут находиться на органах репродуктивной системы или же на брюшной полости в структурах и органах малого таза.

Когда поражены фаллопиевы трубы, яичники, маточные связки, то возникает наружный эндометриоз и возможность наступления беременности при таких поражениях составляет около 25% случаев.

Беременность при эндометроидных гетеропиях шейки матки, мышечной оболочки, а также цервикального канала является показателем внутреннего эндометриоза матки.

В некоторых случаях при эндометриозе возникает миома матки, и эта ситуация создает двойную проблему, так как шансов забеременеть становится в разы меньше. Это происходит из-за того, что, разрастаясь, узлы миомы увеличивают риск прерывания беременности.

Отсутствие наступления беременности при эндометриозе может быть вызвано следующими причинами:

• наличие спаек при эндометриозе фаллопиевых
  • труб из-за которых происходит непроходимость маточных труб или стеноз, при котором оплодотворенная яйцеклетка не может попасть в полость матки. В данной ситуации есть риск возникновения внематочной беременности;
  • распространение тканей эндометрия на перегородке между влагалищем и прямой кишкой, кишечнике, мочевыводящих путях, а также на заднем своде влагалища и мышечных стенках матки, является редким видом ретроградного эндометриоза при этом затрудняя зачатие. Лечению данная проблема поддается крайне редко.

По статистике первые два месяца планирования беременности из-за образования кист в цервикальном канале происходит деформация или сужение цервикального канала, в результате чего возникают проблемы с зачатием. Пространство между яичниками и маткой, а точнее близость расположения этих органов, является распространенной причиной образования эндометриоза именно в этом пространстве. Частая проблема бесплодия – это эндометриоз яичников.

Риски и осложнения беременности при эндометриозе

По статистике первые два месяца беременности при эндометриозе считаются самыми сложными, поскольку существует риск самопроизвольного прерывания беременности.

Частыми причинами осложнения беременности при эндометриозе являются:

• на сроке 20 недель может произойти замирание беременности, то есть прекращение развития плода;
  • после 24-й недели беременности могут происходить кровотечения, которые вызваны отслоением плаценты;
  • преэклампсия во втором и третьем триместре беременности;
  • срочные или преждевременные роды;
  • вес новорожденного значительно меньше нормы;
  • слабость родовой деятельности, возможны роды с помощью кесарева сечения.
Высокое кровяное давление во время беременности вместе со значительными показателями белка в моче приводит к такому расстройству беременности, как преэклампсия.

К серьезным осложнениям относится внутрибрюшное кровотечение — это редкая патология с довольно тяжелыми и серьезными последствиями. Проявляется в разрыве сосудов матки при увеличении срока беременности

Серьезное осложнение может спровоцировать эндометриоз миометрия, который проявляется в разрыве сосудов матки во второй половине беременности.

Диагностировать эндометриоз у беременной достаточно сложно, так как невозможно провести лапароскопию и взять образец ткани у беременной женщины из-за рисков, связанных с травмированием матки, снижением маточно-плацентарного кровотока и развитием гипоксии, а также возможной внутриутробной травмы у ребенка.

Диагностика и лечение эдометриоза при беременности

Лечение эндометриоза у беременных женщин, как было сказано ранее, не проводят. Однако будущие мамочки с таким заболеванием находятся на особом внимании. Врачи постоянно контролируют состояние женщины, проводят дополнительный мониторинг беременности и развития малыша.

Женщина изначально предупреждается о всех возможных рисках беременности при эндометриозе.

Гормональные препараты, которые показаны при лечении данного заболевания также противопоказаны на срок беременности.

Получить консультацию опытных врачей-гинекологов и наблюдать развитие беременности на всем протяжении срока можно, обратившись в медицинскую клинику «Юнона», где высокопрофессиональные специалисты проведут осмотр, сделают УЗИ, возьмут необходимые анализы, дадут исчерпывающие рекомендации и ответят на все интересующие вопросы касающиеся беременности и наличия, лечения эндометриоза, определят стадию течения болезни и помогут в лечении и профилактике заболевания. Клиника находится по адресу г. Ярославль, Телефоны клиники 8(4852) 72-58-58, 8 (4852) 95-11-55.

Еще раз напомним, что никакие гормональные препараты во время беременности для лечения эндометриоза принимать нельзя! Единственным аналогом гормонотерапии может быть природный препарат Дюфастон. Этот препарат назначается врачами в случаях угрозы аборта или выкидыша при явных признаках дефицита прогестерона, для беременных он не так опасен.

Что касается трав, гомеопатии – использование также запрещается! Беременной женщине необходимо запомнить, что лечение эндометриоза возможно только под наблюдением врачей, так как это опасно для ребенка и женщины – риск выкидыша составляет порядка 75 процентов.

Беременность после лечения эндометриоза

Напомним, что шансов забеременеть больше у женщин в возрасте от 20-30 лет. Поэтому к моменту зачатия необходимо подготовить себя психологически и физически. И если уже известно, что эндометриоз присутствует, то обращаться надо к профессионалам.

Врач проанализирует ситуацию и назначит безопасное лечение.  Например, выпишет свечи, используемые для лечения эндометриоза. Поскольку беременности еще нет, гинеколог может назначить гормональные препараты прогестерона и аналоги ГнРГ.

Аналог ГнРГ - это синтетический препарат этого же гормона, поступление его в большем количестве приостанавливает овуляцию. Применяя данный гормон с другими препаратами, врач может контролировать ситуацию на время лечения эндометриоза.

До наступления беременности гинеколог может посоветовать удалить очаги эндометриоза, а также образовавшиеся в результате заболевания кисты, спайки, узелки с помощью оперативного лечения, например проведения лапароскопии.

В случае невозможности положительного исхода лечения таким методом, применяют экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО).

Эндометриоз при беременности

Исход развития и течения беременности при эндометриозе зависит прежде всего от вида, степени развития заболевания, местах его нахождения, а также степени развития.

Всю интересующую информацию по заболеванию и течении беременности, а также прогнозирование и минимизацию нежелательных последствий женщина может получить от опытных специалистов в медицинской клинике «Юнона», в которой врачи проведут УЗИ, возьмут необходимые анализы, дадут исчерпывающие рекомендации и ответят на все интересующие вопросы касающиеся планирования беременности и купировании заболевания, определят стадию течения болезни и помогут в лечении и профилактике эндометриоза. Клиника находится по адресу г. Ярославль, ул. Республиканская, дом 47, корпус 2. Телефоны клиники 8(4852) 72-58-58, 8 (4852) 95-11-55.

Копирование и использование статьи без письменного согласия ООО «ЮНОНА» запрещено.

Врач акушер-гинеколог,
специалист антивозрастной медицины,
кандидат медицинских наук
Чижова Юлия Анатольевна

В нашей клинике можно записаться на услугу - лечение эндометриоза.