Токсикоз при беременности

Токсикоз - характерное для многих мамочек состояние при беременности. Как проявляется токсикоз в ряде признаков, расскажем в нашей статье!

Изображение к статье Токсикоз при беременности

Токсикоз при беременности

• Что такое токсикоз при беременности?
  • Причины и признаки токсикоза
  • Каким бывает токсикоз?
  • Как облегчить токсикоз при беременности?
  • Токсикоз после беременности
  • Заключение

Что такое токсикоз при беременности

Токсикоз - характерное для многих мамочек состояние при беременности. Проявляется токсикоз в ряде признаков, это могут быть:

• типичные признаки токсикоза - вялость, слюноотделение, тошнота, рвота, потеря веса, слабость;
  • нарушения со стороны нервной системы, такие как общее недомогание; сонливость, раздражительность, участившиеся перепады настроения;
  • реакция со стороны органов чувств, которая может проявляться как обостренное обоняние, отвращение или предпочтение к определённой пище, возможна полная потеря аппетита;
  • редкие признаки проявляются в кожных высыпаниях, а также в приступах астмы.

Токсикоз бывает не у всех женщин во время беременности, чаще всего он может возникнуть у стройных, не курящих женщин с хроническими заболеваниями, а также у тех, у кого были приступы тошноты до беременности; а  у полных женщин, а также предпочитающих вегетарианскую пищу, токсикоз встречается реже.

Токсикоз не влияет на пол ребенка и может указывать на замирание беременности.

Причины и признаки токсикоза

Конкретную причину токсикоза выявить невозможно - у каждой беременной женщины она своя. Основными причинами токсикоза могут быть:

• изменение гормонального фона во время беременности - так как зачатие влечет за собой выброс большого количества гормонов в организме женщины - происходит изменение эмоционального фона, появляются раздражительность, плаксивость, усталость, обиды по пустякам.

Отягощают состояние постоянные приступы рвоты, сонливость, усталость, непереносимость запахов. Токсикоз может быть вызван следующими причинами:

• в результате возникновения защитной реакции в организме: посредством рвотного рефлекса он очищается от нежелательных продуктов - таких как кофе, мясо, яйца, а также никотина;
  • формированием плаценты - гормон ХГЧ препятствует проникновению токсичных веществ, что вызывает их выведение из организма. Когда формирование заканчивается, прекращаются и рвотные позывы;
  • это может быть иммунный ответ организма на чужеродный белок. После стабилизации гормонов организм привыкает к белку и токсикоз проходит;
  • органическими нарушениями в здоровье мамы, это могут быть:

заболевания щитовидной железы, заболевания желудочно-кишечного тракта, печени, инфекционные заболевания, желчекаменные болезни;

• мозговыми отклонениями - активизации подкорковых частей мозга.

У беременных женщин активизируются центры, отвечающие за слюноотделение, осязание, также вызывает дискомфорт рвотный рефлекс, помимо этого на токсикоз влияет;

• возраст женщины имеет существенный фактор, у мамочек старше 30 лет, токсикоз намного вероятнее и проходит тяжелее, чем у более молодых;
  • наследственная предрасположенность, если у мамы и бабушки был токсикоз, то есть большая вероятность того, что он проявится и у самой беременной женщины;
  • многоплодная беременность также влияет на возникновение токсикоза;
  • немаловажный психологический фактор – волнение женщины перед родами вызывает токсикоз на последних сроках беременности.

Признаки токсикоза на каждом периоде беременности могут характеризоваться своими симптомами, например:

• ранний токсикоз может начаться через неделю после наступления беременности, приблизительно на 5-6 недели беременности и длиться до 13-14 недели. Проявляется он в повышенном аппетите и пристрастии к определенной пище;
  • во втором триместре токсикоза быть не должно. Если возникает тошнота, недомогание - необходимо взять это во внимание! Сильный токсикоз при беременности - повод обратиться к врачу в кратчайшие сроки;
  • обострение обоняния и осязания, а также тошнота, рвота на третьем триместре тоже показатель токсикоза. На поздних сроках беременности токсикоз или как его еще называют – гестоз, является осложнением и требует госпитализации. Он дает такие осложнения как повышение давления у беременной женщины, нарушение работы внутренних органов. Токсикоза на поздних сроках быть не должно!

Каким бывает токсикоз?

Каким бывает токсикоз

В первые месяцы беременности приступы тошноты для некоторых женщин становятся привычными. Причина очевидна - запах сигарет, духов, пищи, но иногда установить ее невозможно. В любом случае этот приступ не считается отклонением от нормы, а даже наоборот, у женщин, страдавших от раннего токсикоза, как показывают исследования, беременность чаще всего завершалась благополучно. Тем не менее токсикоз бывает разным:

• легкой степени, когда тошнит до пяти раз в день, при этом женщина может незначительно потерять в весе. Не стоит скрывать от врача такую реакцию организма, поскольку есть средства, которые помогут беременной женщине облегчить этот недуг;
  • средней степени, токсикоз бывает до 10 раз в течении дня и потерей веса в среднем 4 кг за две недели. В таком состоянии беременной женщине врач предложит госпитализацию для корректировки анализов и предотвращения обезвоживания;
  • тяжелой степени, когда тошнит в среднем 20-25 раз в день, потеря в весе достигает до 10 кг. Такое состояние опасно для здоровья и жизни женщины, так как влечет за собой учащенное сердцебиение, повышение температуры, сильнейшее обезвоживание. Поскольку такое состояние может навредить и малышу, необходима обязательная госпитализация.

Как облегчить токсикоз при беременности?

Как облегчить токсикоз при беременности

Поскольку токсикоз на каждой стадии бывает разным, то и относиться к этому проявлению женского организма беременной женщине необходимо внимательно и настороженно. Если токсикоз проявляется в средней или тяжелой форме, то необходимо обратиться к врачу. Ну а в легкой степени можно справиться самостоятельно, в этом помогут:

• полноценное питье - вода, чай, компоты, настои – все это должно присутствовать в организме беременной женщины постоянно, чтобы помочь ей предотвратить обезвоживание;
  • сочные фрукты – арбуз, дыня - отличный и вкусный способ «напоить» организм;
  • по возможности исключение из рациона жаренной, жирной пищи. Рекомендуется употреблять пищу, приготовленную на пару;
  • хорошо помогает, если на язык положить дольку цитрусовых, ложечка меда может быть также спасительна, если женщина не диабетик, также поможет съеденное утром натощак, лёжа еще в постели, яблоко;
  • йогурты, фрукты и овощи отличный перекус, если подташнивает от голода.

И еще несколько рекомендаций для будущих мамочек:

• питаться беременной женщине необходимо чаще и небольшим порциями;
  • холодная или горячая пища часто провоцирует приступы тошноты, поэтому пища комнатной температуры будет предпочтительнее;
  • свежий воздух после приема пищи – это лучшая профилактика рвотных позывов.

Чем опасен токсикоз при беременности

Гипермезис или токсикоз, как его еще называют, игнорировать нельзя, потому что это может привести к нежелательным последствиям. Это могут быть:

• потеря веса, почечная недостаточность, обезвоживание и другие нарушения внутренних органов;
  • вымывание кальция в целом из организма, а при сильном токсикозе желудочные кислоты разъедают эмаль зубов;
  • депрессия, тревожность, невротические расстройства – проявления со стороны нервной системы;
  • нарушения сердечно-сосудистой системы, которое могут проявляться в нарушениях работы сердца и снижении давления на фоне обезвоживания, а в 3 триместре наоборот, его повышение;
  • повышение белка в моче - ситуация может быть очень серьёзной и несет угрозу матери и ребенку. Преэклампсия - такой диагноз поставит врач, наблюдающий беременную женщину.

Симптомы токсикоза при беременности

Приступы тошноты могу быть вызваны гормональной перестройкой организма и поскольку природ токсикоза до конца не изучен, можно предполагать, что причиной является частое падение сахара в крови во время беременности. Женщине не рекомендуется самостоятельно принимать медикаменты, так как их эффективность и безопасность полностью еще не доказана, но то, что они легко проникают через плаценту и малыш окажется беззащитным перед ними, медики знают точно.

Поэтому при первых симптомах токсикоза необходимо обратиться к врачу, сдать необходимые анализы крови и мочи. Для более полной и точной консультации гинеколога по данному вопросу рекомендуем обратиться в специализированную клинику «Юнона» в г.Ярославле во время любого триместра беременности. Врач оценит общее состояние беременной женщины и степень токсикоза в конкретном случае, назначит препараты, восполняющие микроэлементы и питательные вещества, которые самостоятельно определить невозможно.