прайс-лист
УЗИ при эндометриозе: когда лучше делать?

Эндометриоз – патология женской репродуктивной системы, заключающаяся в аномальном разрастании слизистой оболочки матки (эндометрия) за ее пределы. Это заболевание часто протекает бессимптомно, из-за чего пациентки узнают о его наличии уже на поздних стадиях развития.

Изображение к статье УЗИ при эндометриозе: когда лучше делать?

Оглавление

• Почему возникает эндометриоз?
  • Когда лучше делать УЗИ при эндометриозе?
  • Как выглядит эндометриоз на УЗИ?
  • Методы УЗИ-диагностики эндометриоза

Почему возникает эндометриоз?

Эндометриоз

Хотя точную статистику заболеваемости эндометриозом установить невозможно из-за бессимптомных и субклинических случаев, считается, что эта патология встречается примерно у 50% женщин репродуктивного возраста. Таким образом, она по распространенности стоит на 3 месте после воспалительных патологий тазовых органов и миомы матки. При эндометриозе УЗИ является одним из основных методов диагностики, чья эффективность подтверждена многолетней медицинской практикой использования.

Факторами, способствующими или прямо провоцирующими это заболевание, являются:

• нарушение оттока менструальной крови с клетками слущенного эндометрия из маточной полости, при котором они попадают в брюшную полость (ретроградная менструация);
  • нарушение анатомического строения органов репродуктивной системы и половых путей;
  • оперативное вмешательство в области малого таза (аборты, кесарево сечение, лапароскопия и т. д.);
  • наследственная предрасположенность и приобретенные генные мутации;
  • инфекционные и воспалительные заболевания органов малого таза и т. д.

Хотя во многих случаях эндометриоз не сопровождается выраженными симптомами, это серьезная патология половой системы, нарушающая сексуальную и репродуктивную функцию. Присутствие эндометриальных клеток вне матки приводит к появлению очагов этой ткани в других органах – яичниках, маточных придатках, на мочевом пузыре, кишечнике, печени, почках и т. д., вплоть до легких. При этом они остаются подверженными менструальному циклу, и во время менструации начинают кровоточить, что приводит к следующим последствиям:

• внутренним кровотечениям;
  • анемии (малокровию);
  • воспалительным процессам;
  • образованию кист;
  • спайкам маточных труб или брюшной полости.

Одним из долгосрочных последствий эндометриоза является бесплодие. Оно может возникать из-за спаек в маточных трубах или поражения ткани яичников, нарушающего выработку ими яйцеклеток.

Типичными клиническими симптомами эндометриоза являются:

• продолжительные и болезненные менструальные кровотечения;
  • мажущие выделения, наблюдающиеся в течение нескольких дней до или после менструации;
  • дискомфорт и болезненность при половом акте или иной сексуальной активности;
  • дисменорея – задержки или, наоборот, слишком частые месячные;
  • боль или дискомфорт при мочеиспускании;
  • Изменения стула: "карандашный" стул или болезненная дефекация.

Однако, даже если таких симптомов не наблюдается, это не означает отсутствие эндометриоза. Болезнь часто развивается бессимптомно или со слабо выраженными признаками, которые женщина принимает за обычное недомогание или небольшой сбой менструального цикла.

Когда лучше делать УЗИ при эндометриозе?

Когда лучше делать УЗИ при эндометриозе

Чтобы ультразвуковая диагностика эндометриоза была наиболее эффективной, нужно правильно подобрать время исследования. Это связано с тем, что эндометриальная ткань изменяется в зависимости от стадии менструального цикла:

• 1 стадия (менструальный период). Эндометрий имеет минимальную толщину, однако, ряд его участков характеризуется высокой эхогенностью.
  • 2 стадия. На 5-7 день цикла толщина эндометрия увеличивается до 7 мм, его эхогенность остается низкой. На 8-10 день слой достигает 10 мм. С 11 по 14 день он разрастается до 15 мм.
  • 3 стадия. С 15 по 18 день эхогенность эндометрия растет, его толщина увеличивается до 17 мм. С 19 по 20 день оболочка утолщается, ее структура становится неоднородной. С 24 по 28 день слизистая начинает истончаться до 11-17 мм, эхогенность и структура остаются прежними.

Исходя из такой динамики изменений эндометрия лучшим временем для его исследования на наличие эндометриоза является 25-28 день 30-дневного менструального цикла. В этот период слизистая имеет наибольшую толщину, в ней лучше заметны возможные структурные изменения, характерные для патологии. Рекомендуется проводить УЗИ в течение нескольких менструальных циклов, чтобы установить постоянный характер таких изменений.

Как выглядит эндометриоз на УЗИ?

Как выглядит эндометриоз на УЗИ

С помощью ультразвукового исследования органов малого таза можно выявить следующие признаки, характерные для эндометриоза:

• наличие эндометриальной ткани во влагалище, на наружных половых органах, в брюшной полости;
  • появление новообразований на шейке матки;
  • изменение размеров и формы матки (она увеличивается и становится шарообразной);
  • наличие кистозных новообразований в яичниках;
  • утолщение стенок органов (матки, влагалища, маточных труб).

При УЗИ яичников эндометриоз можно выявить по следующим симптомам:

• наличию узелковых включений в структуре одного или обоих органов;
  • появлению округлого новообразования сбоку от матки или позади нее;
  • неоднородности структуры яичников и окружающих тканей.

Маточный (внутренний) эндометриоз на УЗИ покажет следующие характерные изменения:

• утолщение и асимметричность стенок матки;
  • нечеткую границу эндометриального слоя;
  • наличие в маточных стенках образований узелкового типа.

Методы УЗИ-диагностики эндометриоза

Существует несколько способов проведения ультразвукового исследования для диагностики эндометриоза:

• Абдоминальный. Наиболее безопасный и неинвазивный метод. Заключается в «просвечивании» ультразвуком органов малого таза через стенку брюшной полости. Для увеличения чувствительности датчика живот пациентки предварительно смазывается специальным гелем. Абдоминальное УЗИ рекомендуется при наличии заболеваний органов мочеполовой системы, во время беременности. Но этот метод имеет сравнительно низкую чувствительность из-за того, что брюшная стенка является преградой для ультразвука.
  • Трансвагинальный. В этом случае гибкий и тонкий ультразвуковой сенсор, предварительно помещенный в презерватив и смазанный гелем. Вводится во влагалище пациентки. Такой способ повышает точность диагностики эндометриоза. Однако, его не используют при наличии у женщины заболеваний органов малого таза и во время беременности (датчик может спровоцировать сокращения матки).
  • Трансректальный. Этот способ заключается во введении ультразвукового сенсора в прямую кишку пациентки. Трансректальное УЗИ назначается девушкам, еще не вступавшим в половые отношения, а также при наличии заболеваний половых путей и органов репродуктивной системы.

Для выявления эндометриоза больше подходят именно второй и третий способы, если нет медицинских противопоказаний. В целом УЗИ является эффективным методом диагностики этого заболевания. При необходимости его результаты уточняются другими видами исследований, такими как кольпоскопия, гистероскопия, лапароскопия, МРТ и т. д.