УЗИ сосудов шеи: что показывают исследования?

Ультразвуковое исследование шейных сосудов основано на прохождении через них и окружающие ткани высокочастотных звуковых импульсов. Специальный датчик улавливает отраженный сигнал и регистрирует его изменения, которые обрабатываются процессорным блоком и выводятся в виде изображения на монитор.

Ультразвуковое обследование - быстрая, безопасная и информативная процедура, использующаяся для выявления патологий шейных сосудов. Этот метод широко применяется в диагностике различных заболеваний системы кровоснабжения данного участка, он доступен пациентам любого пола, возраста и социального положения. Его важность в медицинской практике обусловлена тем, что он позволяет объективно оценить состояние сосудов, играющих важнейшую роль в обеспечении работы головного мозга.

Особенности и виды УЗИ сосудов шеи

При обследовании шейных сосудов используются следующие виды УЗИ, различающиеся назначением:

• Допплерография (УЗДГ) применяется для изучения характера и скорости кровотока в сосудах.
  • Дуплексное сканирование обеспечивает детальную визуализацию экстракраниальных сосудов - в том числе не только кровотока, но и состояния, проходимости артерий и вен.
  • Триплексное сканирование представляет собой предыдущий метод, дополненный окрашиванием сосудов на изображении.

В зависимости от цели исследования и характера предполагаемой патологии эти методы могут использоваться по отдельности или в комплексе.

Сегодня в УЗИ сосудов шеи можно сделать как в крупных медицинских центрах, так и в небольших поликлиниках. Современные технологии также позволили создать переносные аппараты для диагностики на дому, что особенно актуально для пациентов с ограниченной подвижностью.

Что показывает УЗИ сосудов головы и шеи?

Основанием для ультразвукового обследования шейной кровеносной системы является наличие следующих симптомов:

• продолжительные боли в шее и голове, частые головокружения;
  • неустойчивая походка;
  • появление в ушах шумов и заложенности;
  • регулярные обмороки;
  • визуальные галлюцинации (“мушки”), нарушения памяти и сосредоточенности;
  • болезненные ощущения и онемения в конечностях.

При этих симптомах УЗИ шеи рекомендуется провести незамедлительно. Нарушение кровоснабжения головного мозга опасно не только болезненными ощущениями и дискомфортом, но и необратимыми изменениями в ЦНС.

Данный метод показывает наличие таких заболеваний, как атеросклероз, расслоение и низкий тонус сосудов, образование тромбов, свищей и т. д. Ультразвуковое обследование шеи также играет важнейшее значение при выявлении патологических изменений местных лимфатических узлов, свидетельствующих о злокачественной опухоли гортани.

Как делают УЗИ сосудов шеи?

Обследование начинается с изучения анатомического строения кровеносной системы шеи. Осуществляющий процедуру специалист начинает ее с нижней части правой сонной артерии, затем ведет сенсор по шее к нижнему углу челюсти. Задача этого этапа - изучить глубину залегания и направление артерии, оценка состояния ее внутренней и внешней частей.

На следующей стадии обследования врач использует допплерографию для определения участков сосудов с деформацией их стенки и нарушения кровотока. При их обнаружении осуществляется более подробное изучение данных областей кровяного русла для оценки степени тяжести патологии. Также исследуются позвоночные артерии - для этого специалист устанавливает сенсор на шейном отделе позвоночника для максимально точной визуализации сосудов.

Предварительная подготовка к УЗИ сосудов шеи и головы не предусмотрена - единственное требование к пациенту заключается в устранении с обследуемой области любых украшений, воротников и т. д.

Расшифровка УЗИ сосудов шеи

Оценка результатов обследования осуществляется путем их сравнения со следующими нормальными показателями:

• отсутствие турбулентности в кровяном потоке, частичной или полной закупорки сосудов (свободный просвет);
  • нормальная толщина стенки артерии составляет около 1 мм;
  • кровоток по венам движется со скоростью не более 0,3 м\с;
  • диаметр позвоночных артерий от 2 мм, при этом этот показатель у них должен быть одинаковым;
  • в норме должно отсутствовать аномальное разрастание сетки артерий и вен.

Отклонение хотя бы по одному из этих стандартов свидетельствует о наличии патологии. При ее выявлении врач-диагност назначает дополнительные уточняющие обследования (КТ, МРТ) или выписывает направление на дальнейшее лечение.

Преимущества и недостатки УЗИ при обследовании шейных сосудов

Данной диагностической методике свойственны следующие достоинства:

• Безопасность. УЗИ абсолютно неинвазивно, то есть исключает введение в обследуемую область датчиков через разрезы. Это минимизирует риск повреждения тканей и занесения инфекции. Кроме того, ультразвук не оказывает негативного воздействия на структуру тканей, генетический материал клеток, тем самым исключая вероятность появления новообразований.
  • Информативность. Современная ультразвуковая аппаратура отличается высокой разрешающей способностью, наличием нескольких режимов сканирования, способностью отражать исследуемую область в статике и динамике. Это обеспечивает большой объем получаемой информации и повышает вероятность выявления патологии на ранней стадии ее развития, что существенно облегчает последующее лечение.
  • Оперативность. Среднее время проведения процедуры - 15-30 минут. Как правило, этого достаточно для определения даже незначительных отклонений. В сложных случаях врач может назначить повторное обследование. Благодаря безопасности УЗИ проходить его можно столько раз, сколько необходимо для постановки точного диагноза.
  • Простота проведения. Процедура УЗИ не требует специальной подготовки, не доставляет дискомфорта и болезненных ощущений пациенту. Это позволяет применять ее к людям любого возраста, в том числе к детям. Кроме того, простота метода обусловила доступную стоимость УЗИ сосудов шеи для всех категорий населения.

Несмотря на высокую эффективность данного метода, УЗИ имеет и ряд недостатков - в частности:

• меньшую детализацию обследуемой области в сравнении с МРТ;
  • подверженность искажению данных из-за влияния посторонних факторов (непроизвольных движений, дыхания и т. д.);
  • необходимость в расшифровке полученных данных, которую может выполнить только квалифицированный специалист.

Несмотря на эти недостатки, УЗИ шеи считается одной из наиболее эффективных и безопасных диагностических методик в медицинской практике. В нашей клинике вы также можете пройти эту процедуру на современном цифровом оборудовании, обеспечивающем быстрый и точный результат.